В международный женский день против трудовой дискриминации женщин!

Когда женщине проще всего найти работу?

Когда она только что закончила учебное заведение, и у нее нет профессионального опыта? Ее, конечно, никуда не возьмут.

Когда она проработала пару лет и получила необходимые знания, умения и навыки? В этот период главной опасностью для работодателя становится то, что она может скоро уйти в декрет. Поэтому нет, ее никуда не возьмут.

Когда она уже родила ребенка и вышла из декрета? Теперь другие проблемы, чадо захворает, молодая мама будет часто ходить на больничный и… И ее никуда не возьмут.

Когда дети выросли и, казалось бы, можно спокойно работать и профессионально реализовываться? Но! Ей уже за 40 и ее уже никуда не возьмут.

Эту байку я услышала 3 года назад, когда только-только начала заниматься подбором персонала. И с тем пор я часто встречаюсь с трудовой дискриминацией девушек и женщин, когда работодатель по той или иной причине (не связанной с профессиональными навыками) не хочет брать их на работу.

Недавно я подбирала специалиста на аналитическую должность в одну из компаний. Опыт работы не требовался, нужен был обучаемый человек, с аналитическим складом ума и профильным образованием. Мне пришлось отказать хорошей девочке, умненькой, внимательной, подходящей по параметрам, с потенциалом развития, но, к сожалению, имеющей один весомый изъян, к которому критично отнесся заказчик:

- Евгения, здравствуйте! Я хочу сообщить Вам обратную связь по нашей вакансии. К сожалению, работодатель не готов Вас рассматривать. Причина – Ваш маленький ребенок и вероятность того, что Вы будете часто ходить на больничный…

Впрочем, ребенок уже был пристроен в садик, на подстраховку у этой девушки были бабушки и дедушки, но разве это аргумент для работодателя? Нет. Повсеместно мам с маленькими детьми не берут на работу. Но, что было удивительно для меня, сейчас в кризисное время все чаще стали отказывать, используя противоположный аргумент. Из собеседования:

- Вы знаете, это, не укладывается в голове, но меня не взяли, потому что у меня нет детей!
- Как так? – (Девушке было 28 лет, она не была замужем).
- Они были очень агрессивно настроены, сказали, что раз детей еще нет, то я в любой момент уйду в декрет, а им такие сотрудники не нужны. Было обидно, т.к. я пока не нашла свою вторую половинку, и сейчас для меня главным является профессиональное развитие, я хочу набираться опыта и знаний, хочу строить карьеру…

И эта ситуация еще не самая абсурдная, верхнюю позицию в моем хит-параде дискриминации женщин занимает еще один работодатель. Он отказал 38-летней кандидатке, узкому специалисту с хорошим опытом работы, подходящей по всем требованиям из-за того, что у нее нет семьи и детей! Казалось бы, женщина ничем не обременена и будет сосредоточена на профессиональных целях, и мало ли по какой причине она не сменила социальный статус. Вердикт был следующим: «Она не состоялась в жизни как жена и мать, на нашу вакансию мы ее не возьмем».

Меня как рекрутера и девушку возмущает такое поведение! И сегодня, в международный женский день, я хочу обратиться ко всем, кто хоть раз отказывал в работе соискательницам, основываясь не на профессиональных критериях. Дорогие работодатели! Вы считаете, что так можно поступать? Серьезно? Нет, правда? Почему столько оговорок для достойных кандидатов, которым не посчастливилось родиться женщинами? Они хотят и могут работать, они мотивированы, она обладают необходимыми компетенциями, а Вы их оцениваете по наличию детей и семейному положению? Стыдно вам должно быть, дорогие работодатели!!! Кстати, вы не забыли, что отсев по возрасту, полу, наличию семьи и т.д. противоречат нормам конституции и трудового кодекса и преследуется законом? Смотрите, вы нарушаете не только этические, но и правовые нормы! Стыд и позор вам! Стыд и позор!

Стало не по себе? Лично мне всегда бывает некомфортно и обидно, когда приходится отказывать хорошим кандидатам-женщинам по перечисленным выше причинам. Но такова воля работодателя и тут я не могу ничего изменить. Зато я могу дать несколько рекомендаций соискательницам, как стоит вести себя на собеседовании, чтобы успешно его пройти.

1. Когда работодатель спрашивает о ваших планах, целях, мечтах – не лучшим ответом будет любое упоминание семьи и детей.

– Кем вы видите себя через 5 лет? 
– Счастливой матерью с двумя детьми. 

– Какие цели Вы сейчас перед собой ставите? 
– Найти стабильную работу и воспитать ребенка. 

Так отвечать не надо. Это сразу понижает ваши шансы устроиться на работу.

2. В первую очередь говорите о профессиональных целях, получении опыта, карьерном росте. Причем, чем конкретнее ответ, тем лучше. Не надо расплываться по древу: «Я хочу узнать что-то новое (Что? Я пока не определилась)» или «Я хочу расти по карьерной лестнице (Куда? Конечно, вверх!)». Лучше ответить так:

– Я хочу профессионально вырасти в сфере адаптации и обучения персонала, узнать эту сферу от и до, набраться новых знаний и опыта.
– У меня нет пока опыта работы в банковской сфере, но я планирую в этом году пойти на вечерние курсы по направлению экономика и банковское дело.
– В будущем я хотела бы вырасти до начальника отдела персонала. Это, конечно, не через полгода, это перспектива на ближайшие 5 лет! 

3. Для работодателя очень важно понимать вашу мотивацию. Зачем вы идете на работу, для чего вам нужно зарабатывать деньги? Хороший вариант – это материальная мотивация, например, кредит. Или, как говорила выше, профессиональные цели. Кстати, одними из лучших работников считаются одинокие мамочки с детьми, у которых нет ни от кого поддержки, и которым приходится усердно работать, чтобы прокормить своего ребенка. Хорошенько продумайте свою мотивацию, она не должна вызывать вопросов и сомнений.

– Она 5 лет сидела в декрете и ее обеспечивал муж, а сейчас вдруг решила выйти на работу, ей стало скучно? Хм, сомнительно. 
– Она претендует на более низкую должность, чем ее предыдущий опыт? Хм, наверно, хочет пересидеть, как только подвернется лучший вариант, она от нас уйдет.

4. И, наконец, будьте интересной для работодателя! Найдите свое хобби, занимайтесь тем, что нравится именно Вам. Если цель Вашей жизни – воспитание ребенка, Вы мне неинтересны, как соискатель, потому что лично от Вас здесь нет ничего. Хобби – тусовки на даче с друзьями, я тоже вряд ли оценю. Подумайте над другими вариантами: это может быть вязание крестиком, создание кукол, рисование, танцы, катание на горных лыжах, велосипеде или мотоцикле, посещение спортзала, путешествия и многое-многое другое. Найдите себя, и Вам станет проще найти общий язык с работодателем! 

Я надеюсь, эти небольшие советы из моего опыта работы, помогут вам быть более убедительными на собеседовании. Ведь несмотря ни на что, есть у вас дети или их нет, молоды вы или имеете большой жизненный опыт и мудрость, вы всегда будете достойны добиться всего, чего захотите! И сегодня я поздравляю с замечательным праздником всех-всех-всех девушек и женщин вне зависимости от вашей расы, возраста, семейного положения и т.д. и т.п. С 8 марта восхитительные и очаровательные! И пусть вам способствует успех на профессиональном пути!



Анастасия Мурашка

00008.03.2016, 1480 просмотров.

г. Екатеринбург, ул. Большакова 61, оф. 501,
+7 (343) 302-04-94
e-mail: mail@hr-cons.ru